Содержание
При работе различных машин внутри двигателя внутреннего сгорания образуются отложения. Этот процесс неизбежен даже на модифицированных моделях ДВС при использовании высококачественного бензина. Отложения на деталях осложняют эксплуатацию мотора и приводят к некорректной его работе, повышают потребление топлива. Рассмотрим причины образования загрязнений и способы их устранения.
Почему возникают отложения на двигателе
Нередко водители жалуются на образование отложений в двигателе, несмотря на регулярное техническое обслуживание и замену расходников. Основное условие безупречной работы мотора – это его чистота, которая зависит от качества смазочных материалов. Последние стандарты на масло ужесточают контроль чистоты ДВС.
К загрязнению двигателя приводит низкое качество или несоответствие масла марке автомобиля. Но мастера находят толстый слой налёта при разборке мотора, работающего на отменном масле зарубежного производства.
К возможным причинам образования отложений относятся:
- нерегулярная замена масла;
- перегрев ДВС;
- попадание в масло антифриза;
- v продолжительная работа мотора при низкой температуре масла;
- износ турбокомпрессора;
- выработка дизельным двигателем значительного количества сажи.
Использование автомобиля для коротких поездок в городских условиях на низкой скорости, запуск мотора без прогрева, движение на низких оборотах приводит к образованию углеродистых отложений и нагара внутри двигателя.
Не стоит экономить на масле, покупая товар сомнительного происхождения, потому что некоторые подпольные производители умудряются продать поддельные масла под видом оригинальных. А также, если Вы используете машину в городе, то нужно снизить интервал для замены масла, рекомендуемый производителем, на 30%. При езде на короткие расстояния при недогретом агрегате промежуток между заправками нужно сократить вдвое.
Какие бывают загрязнения двигателя
В двигателе возможно появление разных видов загрязнений, характеризующихся разным составом, адгезией, прочностью на сжатие, а значит, требующих подбора соответствующих очистительных средств. Среди них выделим основные виды загрязнений:
- масляные и смазочные – плёнка на деталях двигателя характеризуется пределом плотности на сжатие до 2 МПа и адгезией до 0,3 МПа. Высокий уровень сцепления отложений осложняет очистку – под воздействием струи горячей или холодной воды остатки загрязнений удаляются не полностью, что требует добавления моющих средств в концентрации 20 г/л и нагрева состава до температуры до 90◦;
- нагар – отложения углеродистых веществ, образуемых при разложении масла и горючего под воздействием высокой температуры. Он откладывается на деталях, днище поршня, камерах сгорания головки блока. Толстый слой нагара может привести к воспламенению горючего. Очищается посредством обработки косточковой крошкой, расплавом солей с дополнительной очисткой механическими инструментами;
- маслогрязевые – с пределом прочности на сжатие до 5 МПа и адгезией до 0,15 МПа. Очистка осуществляется водой с температурой до 90◦, подаваемой под высоким давлением до 10 МПа;
- лаковые – представляющие собой тонкую плёнку, образуемую на клапанных пружинах, поршнях, коромыслах, шатунах. Высокий уровень адгезии до 6 МПа предполагает удаление лаковых отложений с помощью механического ручного инструмента;
- накипь – это отложение солей магния, кальция на стенках водяного радиатора, рубашки охлаждения блока цилиндров. Твёрдые отложения осложняют работу двигателя, увеличивают расход горючего. Очистку проводят косточковой крошкой, расплавом солей, кислотными растворами, песком, стеклосферой с дальнейшей механической обработкой;
- асфальто-смолистые – это мазеобразные продукты химических и физических изменений горюче-смазочных материалов от трения изношенных деталей;
- технологические – продукты износа – окалина, шлаки, стружка, пыль, образующиеся при обкатке. Удаляются перед сборкой агрегата сухими гранулированными веществами, раствором воды с моющими средствами, расплавами солей.
Обрастание поршневых колец мотора нагаром ухудшает их подвижность, что приводит к понижению мощности, повышению расхода горючего. Чистый двигатель – это обязательное условие для стабильной работы автомобиля.
При попадании моторного масла в цилиндро-поршневую группу мотора усиливается коксование – образование плотного слоя отложений на стенках деталей. Продукты отработки масла проникают туда через сальники клапанов или поршневые кольца. Об образовании нагара в ДВС говорят такие признаки:
- увеличение расхода горючего и масла;
- проблемный запуск двигателя;
- снижение мощности мотора;
- перегрев агрегата на высоких оборотах;
- появление специфического запаха выхлопных газов;
- дымление и троение ДВС;
- выход гари из выхлопной трубки.
Способы очистки двигателя без разборки
Тщательная очистка двигателя осуществляется механическим способом после его демонтажа с авто и разборки. Не каждый владелец автомобиля может сделать это своими руками. Существуют действенные способы очистки ДВС без разборки. Рассмотрим основные, доступные каждому пользователю авто.
Промывка моторным маслом
Суть способа состоит в том, что сначала нужно слить отработанное масло с мотора, и залить новое. Далее предстоит запустить двигатель, и оставить его работать в течение получаса на холостых оборотах. Затем нужно слить отработанную смесь, и повторять процедуру, пока масло окончательно не очистится.
Для этой цели используют масла с высокой моющей способностью. Эффективно очищают двигатель от различного рода загрязнений сезонные масла с вязкостью SAE 40.
Очистка специальным промывочным маслом
Такой способ подходит для не сильно загрязнённого двигателя. Промывочные масла содержат инертные вещества, не оказывающие разрушительное воздействие на резиновые сальники. Они щадяще чистят мотор, но не эффективны при сильных загрязнениях, так как при обработке куски отложений могут отслоиться и закупорить каналы.
Некоторые автовладельцы склоняются к идее чистки ДВС «пятиминутками», но они рискуют повредить резиновые элементы двигателя.
Использование «раскоксовок»
Самый результативный способ очистки загрязнённого двигателя – это «раскоксовка». В магазинах можно встретить много разновидностей этого чистящего средства. Специальную жидкость заливают через свечные колодцы в цилиндры двигателя, предварительно выкрутив свечи зажигания.
Оставить агрегат на несколько часов, пока жидкость не размягчит твёрдые отложения. Затем свечи вкручивают, запускают ДВС. В это время все отложения выгорают. Моторное масло, разбавленное агрессивными веществами, не годится для дальнейшего использования. Поэтому отработанное масло сливают, меняют фильтры, заливают новое масло.
У «раскоксовки» есть минусы – если делать мягкую очистку керосином, то не удается полностью удалить нагар из клапанов и камер сгорания мотора. Жёсткая очистка агрессивными веществами требует ограничений – при передозировке происходит разъедание резиновых элементов. Используемые реагенты токсичны, поэтому при промывке нужно соблюдать предосторожность.
Использование моечных машин
Самостоятельной чистке противостоит профессиональная очистка ДВС в станции технического обслуживания, где применяют моечные машины (ультразвуковые, струйные, погружные) и используют эффективные химические средства. Использование моечных установок и профессиональной химии https://himiklife.ru/ это эффективный способ очистки масложировых и лаковых отложений.
Преимущества этого технологичного способа:
- скорость очистки – в ультразвуковых мойках процесс длится 10 минут, а в барботажных моделях – до получаса;
- высокие результаты очистки;
- не нужно проводить доработку ручными инструментами;
- удаляет загрязнения различного характера;
- безопасность – исключена возможность попадания щелочного раствора на человека.
Автоматические мойки AM700LK отличаются компактными размерами и закрытым циклом работы. В рабочую корзину загружают грязные детали. Высота пространства позволяет чистить любые элементы ДВС. Электромеханический привод приводит в движение корзину, заставляя её вращаться со скоростью 10 оборотов в минуту.
Очистка осуществляется обычной водопроводной водой, в которую добавляют моющие средства. При этом используют химические вещества со слабой щёлочной средой – 2 кг сухого концентрата растворяют в 100 л воды.
Для повышения эффективности очистки мойки оснащены ТЕНами, нагревающими раствор до необходимой температуры. Длительность цикла и нужный температурный режим можно задать с помощью регулятора.
Рабочий процесс осуществляется путём вращения корзины с деталями подачи на них из форсунок готового раствора под давлением 3 атм. Такой подход позволяет очистить детали со всех сторон.
Другая модель моек МД-101-Н относится к барботажному типу. Устройство выполнено из нержавеющей стали. Рабочее пространство рассчитано на объём 100л. Принцип очистки состоит в подаче пузырьков воздуха к деталям – они сталкиваются с загрязнёнными участками, способствуя переводу отложений в раствор. Моющие препараты усиливают отслаивание загрязнений от поверхностей деталей.
Ещё одна мойка барботажного типа – МД-10, представляющая собой резервуар цилиндрической формы. Очистка также осуществляется также путём подачи пузырьков воздуха.
Профессиональные химические средства тщательно очищают детали ДВС от лаковых, асфальто-смолопарафиновых, масляно-смазочных отложений, нагара. Они могут использоваться как в моечных машинах, так и при ручной мойке. Особенность многих составов в том, что они после чистки образуют на поверхности деталей прочную плёнку, защищающую от коррозии. В состав не входят токсичные вещества, что не требует создания особых условий для утилизации отходов.
Такие моющие средства, как УМС ПРОФИС-М обладают также обезжиривающими свойствами, что позволяет поводить обработку деталей перед гальваническим покрытием. Высокие результаты очистки достигаются путём повышения температуры моющего состава от 70◦ до 90◦.
Использование высококачественного масла, своевременное техническое обслуживание предотвращают появление отложений. Но, если Вам приходится пользоваться автомобилем в условиях городской среды, и появились симптомы загрязнения двигателя, Вы легко можете очистить его одним их перечисленных способов – самостоятельно без разборки ДВС, и в СТО – с применением инновационных способов мойки.